дорожные заметки фотографа-любителя

цель блога показывать цвета мира, его оттенки в разное время года и суток

В настоящее время блог обновляется редко. Тем, кто интересуется жизнью автора,
могут следить за новостями в соцсетях: https://vk.com/ivansegodin и https://www.facebook.com/ivansegodin

среда, 18 октября 2017 г.

В поисках места, в котором Федор Алексеев в 1800-м году рисовал картину "Царицыно"


Этот пост посвящен картине Федора Алексеева "Царицыно", которую художник написал в 1800 году.


Федор Алексеев в свое время был известен как мастер городского пейзажа, и работ соответствующей тематики написал великое множество. Так что, на этом блоге вам вместе со мной, по всей видимости, не раз предстоит повстречаться с местами его натур... :) И при этом не раз обнаружить насколько изменилось место, вдохновившее художника взяться за кисть... в то же время являя некую незыблемую свою часть, замечаемую в деталях...

В общем, так. При посещении московского парка Царицыно, территория которого 200 лет назад была резиденцией замутившей всю эту стройку императрицы Екатерины, сразу сходу можно предположить, что изначальной натурой Алексеева могло быть это место:


И, если так рассуждать, то рисовал он его, скорей всего, глядя из окна левой башни Екатерининского дворца (если стоять за пределами его территории, лицом к главным воротам):



...а то и вообще стоя возле нее на травке:


Однако есть некоторые "но". И первое, самое существенное: внешний вид здания! ;) 


Подкупает местоположение, пейзаж... И лишь обратив внимание на лошадь, мы обнаружили, что перед нами осел )) Второе: таких вот "приусадебных построек" во времена Екатерины II здесь было просто до фига... Я специально выбрал ракурс, чтобы в кадр не попало ничего лишнего, но на деле рядом с этим зданием есть еще одно, выглядящее примерно так же:



И, наконец, третье, немаловажное: если присмотреться к картине внимательней, можно заметить, что шпили екатерининского дворца изображены художником в ее левой части: 


А значит, Алексеев рисовал где-то за его пределами, и это "где-то" мне еще предстояло отыскать...

Но вот незадача: в наше время это единственное место в парке, которое по засаженности деревьями похоже на то, что рисовал художник! 


Чем дальше я отходил на позиции, с которых реальные шпили дворца выглядели бы как изображенные на картине, тем очевидней было, что повсюду один только лес, безо всякого видимого просвета... И вдруг - о чудо! - я увидел этот милый домик )


Конечно, он также не был в точности похож на запечатленный Алексеевым, но мало ли: вдруг, то, что мне надо, располагалось где-то рядом? Да и реальные шпили дворца теперь должны были находиться за деревьями там, где им следовало быть, в соответствии с сюжетом картины... Поэтому, отойдя в направлении, в котором предположительно мог стоять художник, я сделал этот снимок.


И все же, как вполне понятно, это было не совсем то... Весь этот лес вокруг... не с неба же нападала со времени написания картины вся эта куча деревьев? Я не берусь на глаз вот так определить возраст дерева, но чтобы за двести лет оно вымахало настолько ввысь и вширь - на этот счет меня, как любого неискушенного в лесном хозяйстве, одолевали сомнения... Поэтому я вновь подумал: что-то тут не так, надо бы продолжить поиски...

Одним из немногих неприкрытым лесом мест в Царицыне является известная Большая поляна, но она расположена сразу с другой стороны дворца, противоположной показанной мной на первых фотографиях. Такого ракурса, как на картине Алексеева, здесь никак не найти...


Удрученный казавшейся невозможностью решить поставленную перед собой задачу, я пошел по лесной аллее на аромат горячего кофе, струящегося откуда-то из глубины парка... По пути мне встретился стенд, извещавший об истории этого места, я остановился и стал читать. И в какой-то момент подумал, что поиски мои, возможно, прошли не зря.


Вот интересная информация: "В первой половине XIX века царицынский парк являл собой игривую россыпь березовых и хвойных рощ в окружении светлых лужаек. К середине XIX века художественные вкусы изменились, и парк густо засадили липами и другими темнолиственными деревьями и кустарниками. Царицыно обрело тот мрачновато-романтический облик, которым и прославилось в конце XIX-XX веке".

Значит, не с неба нападали. А просто насадили не просто молодые саженцы! И то место, в котором мне повстречался этот неказистый на вид домик, вполне возможно, там и возвышалась где-то поблизости постройка, изображенная Алексеевым на его картине.

Вероятно, здесь стоял Федор Алексеев, 
когда писал картину "Царицыно" в 1800-м году

Такая вот получилась забавная история моих первых поисков места, послужившего художнику натурой для пейзажной работы... Можно сказать: для первого-то раза лучше было бы себе взять задачку полегче... Но кто же знал, что все окажется так запущено! :) Да и "легче" не всегда значит "лучше". История получилась полезная, заставляющая задуматься о тех сюрпризах, с которыми мне еще предстоит встретиться в процессе своих дальнейших изысканий...

Думаю, многие со мной согласятся по поводу того, насколько ошибочно считать, что какое-нибудь даже самое нетронутое человеком место будет сохраняться без изменений, в точности таким же, на протяжении хотя бы такого сравнительно небольшого для природы срока, как 200 лет... Перемены, пусть даже совсем незначительные, происходят каждое мгновение. В результате некоторых, однажды могут обрушиться здания, солнечная лужайка обернуться мрачным лесом... Но, как сильно не менялось бы место, остаются некоторые, вполне уловимые внимательному глазу, следы, некие тайные знаки прежних времен... Их незаметное продолжение в настоящем времени...
Отправить комментарий с помощью аккаунта Вконтакте


Комментариев нет

Отправить комментарий

Последние 5 комментариев